Сильвестров «домострой»

23.06.2022 299 0.0 0
Сильвестров «домострой»
Это один из замечательных памятников XVI в. — эпохи расцвета идеалов частной жизни, новейшего общественно-литературного миросозерцания. «Домострой» можно было бы назвать «Сборник житейских правил», но значение его гораздо больше. Он подобен «Стоглаву» эпохи Ивана Грозного, который имел в виду реформу «поисшатавшейся общественной религиозной старины в духе возвращения к этой благословенной старине» политического, этического и литературного идеала. В нем проглядывает, как пишет Ив. Забелин, обличение ряда современных порядков. «Домострой» — исторический памятник — источник изучения старорусского быта того времени, основанного на русских древних византийско-христианских обычаях. Он получил начало от письменного наставления священника протопопа Сильвестра, служившего в Благовещенском соборе в Москве, наставника Иоанна IV. Время его деятельности (с 1547 г. в течение 13 лет) было самым счастливым периодом во всем царствовании Иоанна Грозного. «Домострой» представляет собой житейские наставления отца сыну. Как и многие подвижники, Сильвестр был осужден собором по велению Иоанна IV и заточен в Соловках, где и умер.

В «Домострое» Сильвестра дана всесторонняя полная бытовая жизнь Московской Руси и ее патриархального семейного уклада. Много места уделено вопросам интимной жизни супругов и сохранению целомудрия девушек и юношей. В книге осуждаются те, кто не имеет страха Божьего и не творит воли Божьей, «и закона христианского и отеческого не хранит… и пьет без воздержания, и во объядение и пьянство, и не в подобно время, и законного жительства не хранит… воздержания, блудит и не в подобно время, и через естество, и через закон, или от жен своих блудят, или содомский грех со девают, и всякое скаредие творят, и всякие богомерзкие дела: блуд, нечистоту, сквернословие, срамословие, песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели… всякое бесовское угодис и всякое бесчиние и бесстрашие…».

К семейной жизни, к браку подростки, девочки и мальчики, девушки и юноши подготавливались в семье задолго до брака. Заранее внимание родителей было привлечено к материальному обеспечению будущей семьи, чтобы накопить необходимые предметы для текущей жизни и иметь возможность, как говорят, жить без нужды и тяжких забот. Главным для девушки считались соблюдение целомудрия и хозяйственные навыки к повседневному труду жены и будущей матери, сноровка в ведении домашнего хозяйства и участие в нем помимо помощников, слуг, если таковые будут.

Молодая девушка обязана была уметь шить для себя белье и одежду, а также быть искусной в вышивках, вязании и украшении жилища и соблюдении его порядка и чистоты, умении вкусно накормить семью и гостей. Жена, по «Домострою», обязана была подчиняться мужу при удачном и неудачном браке, быть терпеливой и выполнять пожелания мужа и его указания. В книге приведено большое число правил и наказов жизни молодежи до брака, в период свадьб и в супружестве. Их гораздо больше, чем в индийской книге «Кама-сутра», также готовящей девушек и юношей к свадьбе, а молодых супругов — к интимной брачной жизни. Отличие этих важных исторических сочинений в том, что в «Домострое» большое внимание уделено соблюдению христианской религии, заповедей Божьих, страху перед их нарушением, духовному содержанию человека.

Исключительно большое внимание уделяется нравственному воспитанию предбрачной молодежи, любви к труду, искреннему почитанию отца, матери, духовного наставника и всех старейших домочадцев. Почитание старших особенно выражено в главах «Како любити Господа от всея душа, також и брата своего, и страх Божий имети и память смертную», «Как чтити людем отец своих духовных и повиноватися им во всем», «Како детем отца и матерь любити и беречи и повиноватися им во всем». Подробно с примерами из жизни сказано о «праведном житии» со скромностью, даны советы новобрачным, «Како поучати мужу своя жена Богу угодити и мужу своему наровити».

Во всех упомянутых правилах говорится о необходимости быть приветливым, смиренным, уметь печального утешить, не досаждать каждому (не надоедать своими измышлениями), лучше быть щедрым, кротким, несловоохотливым, не златолюбом, незлобивым, а драголюбом, способным любить другого, негордым, нелицемерным, богобоязненным.

«Домострой» на основании жизненных примеров доказывает, что тот человек становится долголетним и прославленным в жизни, который чтит отца и мать, соблюдающих нравственные законы: «А кто злословит или оскорбляет родителя своего, клянет, или лает, и бьет отца и матерь, то от народа будет проклят и приемлет лютую казнь и смерть. Писано бо «отчая клятва (проклятие) иссушит, а материнская искоренит». Сын или дочь, непослушные отцу и матери, в пагубу себе (на гибель себе). О них же пророк Исаия говорит: «…нечестивые, которые бесчествуют родителей своих… насмехающегося отцу, и укоряющего старость материю, да склюют и вранове (и вороны), да снедят и орли (орлы)… покоя и матерь свою, волю Божию творит, угождая отцу, во благих поживет; вы же чада делом и словом угождайте родителем своим во всяком блазе (благом) совете; да благословение будет от них; отче благословение дом утвердит, а материя молитва от напасти избавит… Не забывайте труда материя и отцова, которые печалились о вас, сотворите им добро одеянием и пищею».

Любопытно, что «Домострой» в числе многих гуманных и нравственных советов молодежи, намеренной вступать в брак, наиболее важными считает милосердие, а потому включает следующие разделы: «Како врачеватися христианом от болезней и всяких скорбей…» Прежде всего следует направлять душу человеческую к спасению, покаянию и очищению от грехов, а их творит человек множество.

«Домострой» осуждает и считает грехом всякое волшебство, гадания, заклинания «бесовскими словами», колдовством и прелюбодейство, волхвование. От всего подобного «восстает в человецех гордость, ненависть, злопомнение (злопамятность), гнев, вражда, обида, лжа (ложь), татба, клятва, срамословие… и всякая злая дела, и всякий блуд и всякая нечистота… За многие грехи наша, смерти же (Бог) не придает, не хощет смерти грешником, но ожидает покаяния, ежели обратится и живу быти ему». А если не покается и не прекратит злые дела, Бог наводит наказание, «когда голодом, когда потопом, когда пленение и посечение от поганых, и городов разорение и церьквам Божиим и всякой святыни потребление, и всякому стяжению расхищение и от другов оклеветание… и самому казнь без милости и параличная смерть, и от разбойников убийство и грабеж… и от судей продажа и мучение бездожьево, безвременный дождь… и земли безплодие и всякому скоту падежь… посылая различные скорби, и болезни, и тяжкие недуги от духов лукавых мучими, телу согнитие, костем ломота оток и опухоль на все уды, проходам обоим заклад, и камень в удах… и глухота и слепота и немота; во утробе терзание и блевание (рвота) злое… и на низ во оба прохода и кровь и гной… и грыжа… и расслабление и трясение, руки и ноги закорчены, и очи искривлены».

Не призывая к себе чародеев, кудесников, человек должен принять покаяние, умерить свою скорбь и обиды, быть терпеливым и просить исцеления и Божьей милости с верой и надеждой. «С постом, молитвами и долготерпением, гладом и жаждою, наготою и мразом, и солнечным сжением, поруганием и оплеванием и всякими укоризнами и биением и мучением различных мук от нечестивых царей… и камением побиванием, и в водах потопляеми, и в вертепах и в пустынях, и в пропастях земных скончавшихся, во юзах и темницах заключаеми; и пленения и всякие терпеша скорби и труды различные муки их». При покаянии и устремлении к Христу за них церковь вопиет. А что касается самого врачевания, то оно должно быть милосердно, с наставлением очиститься от грехов, жить по заповедям, не творить больше никакого зла и молить Бога и верить в исцеление. В «Домострое» за этим следует глава о милосердии «Како посещати в монастырех и больницах, и в темницах и всякого скорбного». Добрые милосердные дела вряд ли стоит описывать, они хорошо всем известны, но, к сожалению, далеко не все стремятся быть милосердными.

Трудный и нелегкий обычай заключался в сватовстве и брачном обряде, который называется в «Домострое» «Указ свадебному чину». Это свадебные строгие правила, предшествующие самому браку. Главным являлось целомудрие невесты и жениха, которые перед свадьбой постятся, а на свадьбе едят кашу и пьют медовый безалкогольный напиток. А затем «новобрашнои промышляет своим делом, от чего дети родятся». В заключение «Указа свадебному чину» дружка, ожидая в хоромах с полчаса, вместе с отцом и матерью после их благословения справляются о здоровье новобрачных. Дружка же вместе с посудой, в которой недоеденная каша, идет к тестю и зятю, прихватив для показа спальные сорочки с материнской печатью. После чего идет пир и славят новобрачных.

Д. С. Лихачев, выступая в еженедельнике «Семья», рассказывает, что в Средние века на Руси просыпается стремление через слова и книгу к переустройству социальных порядков общества на основе справедливости, веры, правды и культуры при помощи порядка и строгости. Вначале вышла в свет книга «Четьи-Минеи», составленная красноречивым проповедником, просветителем московским митрополитом Макарием. Книга эта состоит из 12 частей — по числу месяцев с распределением церковных служб по дням, праздникам или святым, жития которых в книге описываются. Содержатся в ней и творения учителей Церкви с толкованиями, похвальные и поучительные слова. «Четьи-Минеи» вышли под редакцией Дмитрия Ростовского — образованного представителя христианства. «Домострой» установил единые нормы подготовки к брачной жизни и семейному порядку, чтобы войти в дом, «как в рай войти». В «Домострое» представлен идеал чистоты телесной и духовной, полного порядка, бережливости и присущих русскому человеку чувств милосердия, широкого гостеприимства, взаимного уважения, семейной строгости и такого же воспитания будущих семьянинов, говорит Д. С. Лихачев.

«Домострой» не просто замечательный, а поучительный памятник старины в век политического и экономического подъема. Дом того времени — это запасная крепость, могущая выстоять в любой хлебный недород. Такими бережливыми и думающими наперед оказывались семьи русских людей. Глубоко и разумно ценились брачные отношения до брака и после свадьбы. Вот почему ученый Д. С. Лихачев советует всем молодым и пожилым присмотреться к идеалу чистоты и порядка великой законодательной книги о построении семейной жизни.

Не все может считаться идеалом в «Домострое» с учетом современной эпохи, но каждый в состоянии извлечь немало ценных советов, возрождение великого призвания женщины к материнству, дающему не сравнимое ни с чем чувство счастья, удовлетворенности жизнью и своим предназначением.

Вот уже более полувека мы толкуем об эмансипации женщин, о социальном уравнении их с мужчинами, а на деле выходит, что современная женщина влипла, как бабочка, в непроходимое липкое безрадостное пространство, требующее от нее огромных физических и нравственных усилий с утра до поздней ночи по сохранению семейной жизни. Быть хозяйкой своего семейного положения, создающей и укрепляющей материальную и духовную основу семьи, эмансипированная женщина не в состоянии как из-за низкого уровня специальной девичьей подготовки, так и в силу закабаливших ее условий жизни.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/lifekhacker

Комментарии
avatar
Читайте также: