История искуства гейши
15.02.2021 398 0
Первыми женщинами (далеким прообразом гейш) были сабуруко, в переводе с японского – «те, кто служат». В VII веке их ролью было подавать угощение на стол, разливать напитки и поддерживать беседу с посетителями заведения. В период Асука – время реформ – они часто были родом из семей, обнищавших в результате социальных и политических перемен. Сабуруко, принадлежащие к высшему обществу, танцевали и развлекали гостей во время важных светских мероприятий.
В 794 году император Камму перенес столицу страны из города Нара в Хэйан-ке, нынешний Киото, что ознаменовало приход новой эпохи. На смену сабуруко пришли придворные танцовщицы сирабеси, которые выступали, развлекая знатных персон во время религиозных празднований. Они были одеты в мужскую одежду и исполняли традиционные японские танцы и даже песни. Название сирабеси означало «белый ритм», отчасти из-за их макияжа, а частично потому, что их мелодии и песни были медленными и ритмичными. Они были довольно образованными и помимо танцев умели читать и писать. Более того, некоторые из них обладали талантом сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах.
Танцовщицы сирабеси были очень востребованы на протяжении всей эпохи Хэйан, вплоть до 1185 года. Постепенно они потеряли свою популярность и их искусство стало менее актуальным. Однако это не помешало им передать свое мастерство следующим поколениям.
В начале XVI века крупные японские города стали организовывать за своей территорией огороженные высоким забором «кварталы удовольствий», где жили и работали куртизанки. Делали это для того, чтобы навести порядок и снизить количество преступлений. Куртизанок называли юдзе, и они делились на классы – согласно внешней привлекательности, образованности и способностям. Самые успешные из них назывались ойран, они находились на вершине иерархии. Они тоже оказывали сексуальные услуги, но только очень состоятельным мужчинам. Ойран хорошо танцевали и пели, поэтому некоторые из них были актрисами ранней версии театра кабуки.
«Кварталы удовольствий» быстро привлекли к себе внимание не только обычных мужчин, но и воинов-самураев. Однако закон запрещал им посещать театральные представления кабуки или пользоваться услугами юдзе. Иметь отношения с изгоями общества – актрисами и проститутками – считалось непозволительным для самураев – представителей более высокого класса. Тем не менее в период Эдо они нашли способ обойти эти ограничения и стали постоянными клиентами «квартала удовольствий».
Количество гостей увеличилось и требовало интересной развлекательной программы. Чтобы удовлетворить их запросы, заведения были вынуждены расширить свои услуги. В них появилось больше женщин, которые умели хорошо танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах, например таких, как флейта и сямисэн. Эти женщины интимные услуги не оказывали. Самыми ценными считались те, кто владел искусством каллиграфии или умел импровизировать и сочинять красивые стихи со скрытым смыслом. Дополнительно они обучались умению правильно себя вести – внимательно слушать и поддерживать непринужденную беседу. Именно таких женщин стали называть гейшами.
История рассказывает, что первой женщиной-гейшей была куртизанка Кикуя, которая жила в Фукугаве – нынешний район Токио – примерно в 1750 году. Учитывая образ жизни других молодых женщин ее положения, она, вероятно, начала свою карьеру как танцовщица – одорико – в раннем подростковом возрасте, а когда повзрослела, то стала зарабатывать своими музыкальными навыками. Она великолепно пела и исполняла мелодии на трехструнном музыкальном инструменте сямисэн, из-за чего быстро стала популярной. Ее пример вдохновил других женщин «квартала удовольствий», и они тоже стали называть себя талантливыми музыкантами, танцовщицами или поэтессами, а не секс-работницами. Профессия стала быстро набирать популярность, все больше женщин было задействовано в ней, и уже в 1813 году в Киото была выдана первая официальная лицензия на работу гейшей.
В период Мэйдзи (конец XIX – начало XX вв.) популярность гейш возросла из-за того, что они стали ключевыми представителями сферы развлечений и гостеприимства. Их постоянно приглашали вести мероприятия, организованные для крупных компаний и государственных чиновников. Популярность этой профессии постоянно росла, и в двадцатых годах прошлого века в стране насчитывалось около 80000 гейш.
Большой удар по этому бизнесу нанесла Вторая мировая война. В то время людям было не до развлечений, и в городах осталось не так много мужчин, чтобы обслуживать чайные дома. Изменившийся образ жизни и снижение интереса к увеселительным мероприятиям практически лишили гейш заработка, что заставило многих покинуть профессию. Вдобавок ко всему правительство издало указ, в котором предписывало всем молодым женщинам идти работать на фабрики и заводы, чтобы поддержать военные силы страны. Даже после окончания войны открылось не так уж много заведений, чтобы можно было полноценно зарабатывать в этой индустрии.
В 794 году император Камму перенес столицу страны из города Нара в Хэйан-ке, нынешний Киото, что ознаменовало приход новой эпохи. На смену сабуруко пришли придворные танцовщицы сирабеси, которые выступали, развлекая знатных персон во время религиозных празднований. Они были одеты в мужскую одежду и исполняли традиционные японские танцы и даже песни. Название сирабеси означало «белый ритм», отчасти из-за их макияжа, а частично потому, что их мелодии и песни были медленными и ритмичными. Они были довольно образованными и помимо танцев умели читать и писать. Более того, некоторые из них обладали талантом сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах.
Танцовщицы сирабеси были очень востребованы на протяжении всей эпохи Хэйан, вплоть до 1185 года. Постепенно они потеряли свою популярность и их искусство стало менее актуальным. Однако это не помешало им передать свое мастерство следующим поколениям.
В начале XVI века крупные японские города стали организовывать за своей территорией огороженные высоким забором «кварталы удовольствий», где жили и работали куртизанки. Делали это для того, чтобы навести порядок и снизить количество преступлений. Куртизанок называли юдзе, и они делились на классы – согласно внешней привлекательности, образованности и способностям. Самые успешные из них назывались ойран, они находились на вершине иерархии. Они тоже оказывали сексуальные услуги, но только очень состоятельным мужчинам. Ойран хорошо танцевали и пели, поэтому некоторые из них были актрисами ранней версии театра кабуки.
«Кварталы удовольствий» быстро привлекли к себе внимание не только обычных мужчин, но и воинов-самураев. Однако закон запрещал им посещать театральные представления кабуки или пользоваться услугами юдзе. Иметь отношения с изгоями общества – актрисами и проститутками – считалось непозволительным для самураев – представителей более высокого класса. Тем не менее в период Эдо они нашли способ обойти эти ограничения и стали постоянными клиентами «квартала удовольствий».
Количество гостей увеличилось и требовало интересной развлекательной программы. Чтобы удовлетворить их запросы, заведения были вынуждены расширить свои услуги. В них появилось больше женщин, которые умели хорошо танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах, например таких, как флейта и сямисэн. Эти женщины интимные услуги не оказывали. Самыми ценными считались те, кто владел искусством каллиграфии или умел импровизировать и сочинять красивые стихи со скрытым смыслом. Дополнительно они обучались умению правильно себя вести – внимательно слушать и поддерживать непринужденную беседу. Именно таких женщин стали называть гейшами.
История рассказывает, что первой женщиной-гейшей была куртизанка Кикуя, которая жила в Фукугаве – нынешний район Токио – примерно в 1750 году. Учитывая образ жизни других молодых женщин ее положения, она, вероятно, начала свою карьеру как танцовщица – одорико – в раннем подростковом возрасте, а когда повзрослела, то стала зарабатывать своими музыкальными навыками. Она великолепно пела и исполняла мелодии на трехструнном музыкальном инструменте сямисэн, из-за чего быстро стала популярной. Ее пример вдохновил других женщин «квартала удовольствий», и они тоже стали называть себя талантливыми музыкантами, танцовщицами или поэтессами, а не секс-работницами. Профессия стала быстро набирать популярность, все больше женщин было задействовано в ней, и уже в 1813 году в Киото была выдана первая официальная лицензия на работу гейшей.
В период Мэйдзи (конец XIX – начало XX вв.) популярность гейш возросла из-за того, что они стали ключевыми представителями сферы развлечений и гостеприимства. Их постоянно приглашали вести мероприятия, организованные для крупных компаний и государственных чиновников. Популярность этой профессии постоянно росла, и в двадцатых годах прошлого века в стране насчитывалось около 80000 гейш.
Большой удар по этому бизнесу нанесла Вторая мировая война. В то время людям было не до развлечений, и в городах осталось не так много мужчин, чтобы обслуживать чайные дома. Изменившийся образ жизни и снижение интереса к увеселительным мероприятиям практически лишили гейш заработка, что заставило многих покинуть профессию. Вдобавок ко всему правительство издало указ, в котором предписывало всем молодым женщинам идти работать на фабрики и заводы, чтобы поддержать военные силы страны. Даже после окончания войны открылось не так уж много заведений, чтобы можно было полноценно зарабатывать в этой индустрии.
Комментарии
Читайте также: