Преимущества осознанной жизни
19.09.2020 345 0
Вот что вы можете уже сегодня.
• Помочь другому человеку.
• Заметить красоту окружающего мира.
• Сделать что-то хорошее или произнести добрые слова.
• Предложить свои услуги тому, кто в них нуждается.
• Улыбнуться с чувством благодарности.
• Простить чье-то пренебрежение.
• Заставить другого человека рассмеяться.
• Увлечься собственной свежей идеей.
• Найти решение докучавшей вам проблемы.
• Установить тесную душевную связь с другим человеком.
• Заняться медитацией.
• Побыть наедине с собой и осознать ценность своего личного времени.
• Поднять кому-то настроение.
• Побыть в игривом настроении и сделать что-нибудь несерьезное.
• Прогуляться на природе и ощутить прилив сил.
• Заняться физической активностью, которая вас воодушевит.
• С уважением отнестись к личному пространству другого человека еще до того, как вас об этом попросят.
• Ощутить свет и радость жизни.
• Почувствовать душевный подъем.
• Найти момент чистой радости.
• С нежностью отнестись к другому человеку.
Нет необходимости объяснять, почему все вышеперечисленные пункты приносят пользу: очевидно, что каждый из них вызывает ощущение счастья. Весь вопрос в том, как создать эти моменты счастья. Каждый тип вашего «я» имеет свое мнение по этому поводу и преследует собственные интересы.
Ваше внешнее «я» не привыкло заглядывать глубоко, его цель в том, чтобы достичь счастья за счет внешних атрибутов успеха – денежных накоплений, статуса, недвижимости и прочего. Личное «я» погружается в свой внутренний мир и испытывает перепады эмоций. Для него счастье – это меньше неприятных ощущений и больше удовольствия. Мы все знаем, что это далеко от реальности и вряд ли достижимо. Однако большинство из нас тратит много времени и сил, стремясь к бесконечному наслаждению.
Ваше личное «я» может насладиться преимуществами осознанной жизни, поскольку стремление любить и проявлять доброту связано с его эмоциональной стороной. Человек чувствует себя хорошо, когда заботится об окружающих, а потому многим из нас нравится это делать. Но только до определенной степени. Личное «я» эгоистично и неуверенно в себе. Если ему предоставить выбор между своим счастьем и счастьем другого человека, оно выберет первый вариант. Если ваш партнер перестает вас любить, как это произошло в случае с Бритт и Полом, личное «я» ощущает потерю и боль, ведь его надежды на счастливую совместную жизнь рассеиваются, по крайней мере, на какое-то время.
Бессознательное «я» олицетворяет собой загадочную часть человеческой души, скрытую территорию, вступать на которую боится большинство людей. Кто знает, каковы его цели, или что ему нужно для счастья? Именно с этим аспектом личности связаны величайшие противоречия современной психологии. Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное – это царство Ид, неукротимой первобытной силы. Ид не способно сдержать ни чувство вины или стыда, ни социальные нормы. Двухлетний ребенок, гневно кричащий в продуктовом магазине, – это пример поведения Ид в самом чистом виде. Ребенок не чувствует никаких ограничений и свободно выказывает свой гнев, не думая о том, что может навредить окружающим или смутить их. Вспышка гнева, как и Ид в целом, не означает ничего аморального или эгоистичного. Ид просто неуправляемо, и зачастую нас пугает его чувство безнаказанности и присущие ему темные эмоции, такие как ненависть, агрессивность, сексуальный голод, желание убивать или совершать насилие. Фрейд проследил их путь до самой точки происхождения – сферы бессознательного.
Однако его самый известный ученик, швейцарский психолог Карл Юнг, был резко с ним не согласен и впоследствии совсем отдалился от Фрейда. У них было много разногласий, но одним из главных камней преткновения стало утверждение Юнга о том, что бессознательное не является хранилищем темных сил. Он считал, что в нем содержатся десятки шаблонов или образцов поведения, которые Юнг назвал архетипами. Человеческая раса пользуется этими общими шаблонами, которые содержатся в коллективном бессознательном. В качестве доказательства Юнг приводил в пример существующие в каждом обществе мифы о героях, богах, путешествиях к свету, духовном поиске, четко прописанные образы мужчины и женщины и многое другое. Он допускал, что бессознательный импульс может приводить к войнам и насилию, но для него это было выражением одного из множества архетипов (а именно Марса, римского бога войны). Однако среди этих архетипов есть и Венера, римская богиня любви.
Запомните основные факторы, которые усугубляют стресс: повторяемость, непредсказуемость и потеря контроля.
Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом с 1907 по 1913 год, но постепенно их взаимоотношения ухудшались. Окончательно поссорившись с Фрейдом, Юнг написал произведение, которое многие считают его главным шедевром – «Красную книгу» или «Libre Novus» («Новая книга»). В основу книги легли яркие и часто неприятные сны, которые преследовали Юнга, когда он служил офицером швейцарской армии. Многие считают, что Юнг занимался осознанными сновидениями или просыпался в своих снах, а наутро записывал каллиграфическим почерком свои ощущения в дневник и добавлял к ним подробные, мастерски выполненные рисунки. Он считал, что его сны приоткрывали завесу тайны над процессами, происходящими в его бессознательном, и наблюдал за ними на протяжении шестнадцати лет.
Перед смертью Юнг сказал в одном интервью: «Период, когда я отслеживал свои внутренние образы, был самым важным в моей жизни. Все остальное проистекает оттуда. Вся моя жизнь была посвящена тому, чтобы понять, что рвалось наружу из моего бессознательного и наводняло меня загадочным потоком, угрожая смести своим напором. Там хватило бы материала не на одну жизнь. Все, что было позже, стало лишь классификацией и научным обоснованием этих данных, а также интеграцией их в мою нынешнюю жизнь. Но духовный исток всего находится там».
Самая ранняя рукопись «Красной книги» в кожаном переплете датируется 1915–1930 годами, однако опубликован этот труд был только в 2000 году. (Копии, включающие подробные иллюстрации Юнга, есть в свободном доступе в Интернете.) Различные критики, включая переводчика книги – Сону Шамдасани, воспринимали ее как мучительную попытку Юнга спасти свою душу через внутренний диалог со своим бессознательным, которое он называл «духом из глубины». Принято считать, что «Красная книга» стала результатом психологической травмы, полученной Юнгом из-за расставания с Фрейдом. Сторонники Юнга считают, что он проявил отвагу, лицом к лицу встретившись со своим психозом и сразившись с тем, что обнаружил в глубинах своей души, – благодаря этому он стал сильной и цельной личностью.
Фундаментальный конфликт между Ид Фрейда и архетипами Юнга долгие десятилетия оказывал сильное влияние на сферу психологии, но разрешить его так и не удалось. Возможно, этого никогда и не произойдет. У каждого человека есть желания, каждый испытывает голод, гнев и соблазн применить насилие, но наше внешнее «я» укрепляет позиции, подавляя бессознательное «я». Каждый раз, когда вы идете на работу, вы надеваете свое внешнее «я», как и все люди вокруг вас. Неприемлемые эмоции – сексуальное желание или открытую враждебность – мы держим под контролем, насколько это вообще возможно. Из этого длинного вступления можно сделать вывод, что бессознательное «я» не проявляется в обычной жизни. Как утверждает Юнг, погрузившись в свое бессознательное, мы могли бы найти нечто прекрасное и жизнеутверждающее, но лишь немногие отваживаются открыть эту дверь.
Что же тогда нам остается? Лишь у высшего «я» есть доступ к богатым переживаниям, которые мы называем сознательной жизнью. Оно стремится жить в свете осознанности, и это не то же самое, что постоянно получать удовольствие. Осознанность не знает ограничений, она свободна и открыта навстречу любому опыту, что, в свою очередь, требует абсолютного доверия. Те, кто совершил этот прыжок в неизвестное, включая признанных во всем мире святых, монахов и духовных учителей, говорят о том, что высшее «я» реально – по сути, это единственное реальное «я», которое есть у человека. На остальные аспекты «я» нельзя положиться, они дают ложные обещания, чувствуют себя уязвимо, боятся потерять контроль, скрывают от всех свои темные стороны и не способны достичь душевного равновесия и счастья.
Бритт открыла эту истину, пройдя через личностный кризис. Она одна из бесчисленного множества людей, которые решили пойти своим путем и убедиться, что найти высшее «я» возможно. Бритт оказалась на пути к исцелению, поскольку ее подтолкнули к этому жизненные обстоятельства. Однако вам не нужен кризис, чтобы начать это путешествие. Не забывайте, что единственное, без чего мы не можем жить, – наше «я» – капризно и ненадежно. Мы можем этого не осознавать, но мы постоянно меняем свои предпочтения. Внешнее «я» требует, чтобы мы шли на работу, на веселую вечеринку или купили себе новый дом. Личное «я» тянет одеяло на себя, когда речь заходит о любовных или семейных делах, разочарованиях или волнениях. Бессознательное «я» делает что хочет, и как бы мы ни старались его сдержать, порождает сексуальные импульсы, злость или ночные кошмары, которые, возможно, являются самым мягким проявлением темной стороны нашего бессознательного.
Нестабильность и непредсказуемость нашего «я», которое мы воспринимаем как данность, приводят нас к главной задаче исцеления. Нам нужно принять всего одно незамысловатое решение – перестать вмешиваться в дела телесного разума. На практике принять это решение оказывается очень непросто. Мудрость тела бесконечна, но мы недооцениваем ее из-за стресса и суеты повседневной жизни. Вместо того чтобы строить здоровые отношения со своим внутренним «я», мы постоянно сомневаемся в себе. Мы попадаем в ситуации, с которыми не в состоянии справиться, и в заведомо конфликтные отношения. Наши попытки контролировать себя дают временный и, кроме того, лишь частичный эффект. Идеального контроля над собой нам удается достичь ценой подавления и вытеснения негативных эмоций.
Ситуация тут запутанная. Чтобы быть мудрым целителем, вам нужно избавиться от проблем, созданных вашим «я», а их немало. Но как ваше «я» может найти решение проблем, если именно оно их породило? Просить ваше «я» исцелить себя – это все равно, что просить хирурга вырезать самому себе аппендицит. Нет нужды говорить, что большинству людей вряд ли когда-нибудь удастся разрешить этот парадокс – они год за годом будут жить со своим «я», которое справляется с делами, как может. Один опыт сменяет другой. В один день случается что-то хорошее, на следующий – неприятности. В итоге состояние здоровья или благополучие человека не то, о котором можно было бы мечтать. Привычный образ жизни засасывает.
Из следующей главы вы узнаете, можно ли изменить эту череду случайных событий. В жизни должна быть более обнадеживающая перспектива, и она есть.
• Помочь другому человеку.
• Заметить красоту окружающего мира.
• Сделать что-то хорошее или произнести добрые слова.
• Предложить свои услуги тому, кто в них нуждается.
• Улыбнуться с чувством благодарности.
• Простить чье-то пренебрежение.
• Заставить другого человека рассмеяться.
• Увлечься собственной свежей идеей.
• Найти решение докучавшей вам проблемы.
• Установить тесную душевную связь с другим человеком.
• Заняться медитацией.
• Побыть наедине с собой и осознать ценность своего личного времени.
• Поднять кому-то настроение.
• Побыть в игривом настроении и сделать что-нибудь несерьезное.
• Прогуляться на природе и ощутить прилив сил.
• Заняться физической активностью, которая вас воодушевит.
• С уважением отнестись к личному пространству другого человека еще до того, как вас об этом попросят.
• Ощутить свет и радость жизни.
• Почувствовать душевный подъем.
• Найти момент чистой радости.
• С нежностью отнестись к другому человеку.
Нет необходимости объяснять, почему все вышеперечисленные пункты приносят пользу: очевидно, что каждый из них вызывает ощущение счастья. Весь вопрос в том, как создать эти моменты счастья. Каждый тип вашего «я» имеет свое мнение по этому поводу и преследует собственные интересы.
Ваше внешнее «я» не привыкло заглядывать глубоко, его цель в том, чтобы достичь счастья за счет внешних атрибутов успеха – денежных накоплений, статуса, недвижимости и прочего. Личное «я» погружается в свой внутренний мир и испытывает перепады эмоций. Для него счастье – это меньше неприятных ощущений и больше удовольствия. Мы все знаем, что это далеко от реальности и вряд ли достижимо. Однако большинство из нас тратит много времени и сил, стремясь к бесконечному наслаждению.
Ваше личное «я» может насладиться преимуществами осознанной жизни, поскольку стремление любить и проявлять доброту связано с его эмоциональной стороной. Человек чувствует себя хорошо, когда заботится об окружающих, а потому многим из нас нравится это делать. Но только до определенной степени. Личное «я» эгоистично и неуверенно в себе. Если ему предоставить выбор между своим счастьем и счастьем другого человека, оно выберет первый вариант. Если ваш партнер перестает вас любить, как это произошло в случае с Бритт и Полом, личное «я» ощущает потерю и боль, ведь его надежды на счастливую совместную жизнь рассеиваются, по крайней мере, на какое-то время.
Бессознательное «я» олицетворяет собой загадочную часть человеческой души, скрытую территорию, вступать на которую боится большинство людей. Кто знает, каковы его цели, или что ему нужно для счастья? Именно с этим аспектом личности связаны величайшие противоречия современной психологии. Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное – это царство Ид, неукротимой первобытной силы. Ид не способно сдержать ни чувство вины или стыда, ни социальные нормы. Двухлетний ребенок, гневно кричащий в продуктовом магазине, – это пример поведения Ид в самом чистом виде. Ребенок не чувствует никаких ограничений и свободно выказывает свой гнев, не думая о том, что может навредить окружающим или смутить их. Вспышка гнева, как и Ид в целом, не означает ничего аморального или эгоистичного. Ид просто неуправляемо, и зачастую нас пугает его чувство безнаказанности и присущие ему темные эмоции, такие как ненависть, агрессивность, сексуальный голод, желание убивать или совершать насилие. Фрейд проследил их путь до самой точки происхождения – сферы бессознательного.
Однако его самый известный ученик, швейцарский психолог Карл Юнг, был резко с ним не согласен и впоследствии совсем отдалился от Фрейда. У них было много разногласий, но одним из главных камней преткновения стало утверждение Юнга о том, что бессознательное не является хранилищем темных сил. Он считал, что в нем содержатся десятки шаблонов или образцов поведения, которые Юнг назвал архетипами. Человеческая раса пользуется этими общими шаблонами, которые содержатся в коллективном бессознательном. В качестве доказательства Юнг приводил в пример существующие в каждом обществе мифы о героях, богах, путешествиях к свету, духовном поиске, четко прописанные образы мужчины и женщины и многое другое. Он допускал, что бессознательный импульс может приводить к войнам и насилию, но для него это было выражением одного из множества архетипов (а именно Марса, римского бога войны). Однако среди этих архетипов есть и Венера, римская богиня любви.
Запомните основные факторы, которые усугубляют стресс: повторяемость, непредсказуемость и потеря контроля.
Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом с 1907 по 1913 год, но постепенно их взаимоотношения ухудшались. Окончательно поссорившись с Фрейдом, Юнг написал произведение, которое многие считают его главным шедевром – «Красную книгу» или «Libre Novus» («Новая книга»). В основу книги легли яркие и часто неприятные сны, которые преследовали Юнга, когда он служил офицером швейцарской армии. Многие считают, что Юнг занимался осознанными сновидениями или просыпался в своих снах, а наутро записывал каллиграфическим почерком свои ощущения в дневник и добавлял к ним подробные, мастерски выполненные рисунки. Он считал, что его сны приоткрывали завесу тайны над процессами, происходящими в его бессознательном, и наблюдал за ними на протяжении шестнадцати лет.
Перед смертью Юнг сказал в одном интервью: «Период, когда я отслеживал свои внутренние образы, был самым важным в моей жизни. Все остальное проистекает оттуда. Вся моя жизнь была посвящена тому, чтобы понять, что рвалось наружу из моего бессознательного и наводняло меня загадочным потоком, угрожая смести своим напором. Там хватило бы материала не на одну жизнь. Все, что было позже, стало лишь классификацией и научным обоснованием этих данных, а также интеграцией их в мою нынешнюю жизнь. Но духовный исток всего находится там».
Самая ранняя рукопись «Красной книги» в кожаном переплете датируется 1915–1930 годами, однако опубликован этот труд был только в 2000 году. (Копии, включающие подробные иллюстрации Юнга, есть в свободном доступе в Интернете.) Различные критики, включая переводчика книги – Сону Шамдасани, воспринимали ее как мучительную попытку Юнга спасти свою душу через внутренний диалог со своим бессознательным, которое он называл «духом из глубины». Принято считать, что «Красная книга» стала результатом психологической травмы, полученной Юнгом из-за расставания с Фрейдом. Сторонники Юнга считают, что он проявил отвагу, лицом к лицу встретившись со своим психозом и сразившись с тем, что обнаружил в глубинах своей души, – благодаря этому он стал сильной и цельной личностью.
Фундаментальный конфликт между Ид Фрейда и архетипами Юнга долгие десятилетия оказывал сильное влияние на сферу психологии, но разрешить его так и не удалось. Возможно, этого никогда и не произойдет. У каждого человека есть желания, каждый испытывает голод, гнев и соблазн применить насилие, но наше внешнее «я» укрепляет позиции, подавляя бессознательное «я». Каждый раз, когда вы идете на работу, вы надеваете свое внешнее «я», как и все люди вокруг вас. Неприемлемые эмоции – сексуальное желание или открытую враждебность – мы держим под контролем, насколько это вообще возможно. Из этого длинного вступления можно сделать вывод, что бессознательное «я» не проявляется в обычной жизни. Как утверждает Юнг, погрузившись в свое бессознательное, мы могли бы найти нечто прекрасное и жизнеутверждающее, но лишь немногие отваживаются открыть эту дверь.
Что же тогда нам остается? Лишь у высшего «я» есть доступ к богатым переживаниям, которые мы называем сознательной жизнью. Оно стремится жить в свете осознанности, и это не то же самое, что постоянно получать удовольствие. Осознанность не знает ограничений, она свободна и открыта навстречу любому опыту, что, в свою очередь, требует абсолютного доверия. Те, кто совершил этот прыжок в неизвестное, включая признанных во всем мире святых, монахов и духовных учителей, говорят о том, что высшее «я» реально – по сути, это единственное реальное «я», которое есть у человека. На остальные аспекты «я» нельзя положиться, они дают ложные обещания, чувствуют себя уязвимо, боятся потерять контроль, скрывают от всех свои темные стороны и не способны достичь душевного равновесия и счастья.
Бритт открыла эту истину, пройдя через личностный кризис. Она одна из бесчисленного множества людей, которые решили пойти своим путем и убедиться, что найти высшее «я» возможно. Бритт оказалась на пути к исцелению, поскольку ее подтолкнули к этому жизненные обстоятельства. Однако вам не нужен кризис, чтобы начать это путешествие. Не забывайте, что единственное, без чего мы не можем жить, – наше «я» – капризно и ненадежно. Мы можем этого не осознавать, но мы постоянно меняем свои предпочтения. Внешнее «я» требует, чтобы мы шли на работу, на веселую вечеринку или купили себе новый дом. Личное «я» тянет одеяло на себя, когда речь заходит о любовных или семейных делах, разочарованиях или волнениях. Бессознательное «я» делает что хочет, и как бы мы ни старались его сдержать, порождает сексуальные импульсы, злость или ночные кошмары, которые, возможно, являются самым мягким проявлением темной стороны нашего бессознательного.
Нестабильность и непредсказуемость нашего «я», которое мы воспринимаем как данность, приводят нас к главной задаче исцеления. Нам нужно принять всего одно незамысловатое решение – перестать вмешиваться в дела телесного разума. На практике принять это решение оказывается очень непросто. Мудрость тела бесконечна, но мы недооцениваем ее из-за стресса и суеты повседневной жизни. Вместо того чтобы строить здоровые отношения со своим внутренним «я», мы постоянно сомневаемся в себе. Мы попадаем в ситуации, с которыми не в состоянии справиться, и в заведомо конфликтные отношения. Наши попытки контролировать себя дают временный и, кроме того, лишь частичный эффект. Идеального контроля над собой нам удается достичь ценой подавления и вытеснения негативных эмоций.
Ситуация тут запутанная. Чтобы быть мудрым целителем, вам нужно избавиться от проблем, созданных вашим «я», а их немало. Но как ваше «я» может найти решение проблем, если именно оно их породило? Просить ваше «я» исцелить себя – это все равно, что просить хирурга вырезать самому себе аппендицит. Нет нужды говорить, что большинству людей вряд ли когда-нибудь удастся разрешить этот парадокс – они год за годом будут жить со своим «я», которое справляется с делами, как может. Один опыт сменяет другой. В один день случается что-то хорошее, на следующий – неприятности. В итоге состояние здоровья или благополучие человека не то, о котором можно было бы мечтать. Привычный образ жизни засасывает.
Из следующей главы вы узнаете, можно ли изменить эту череду случайных событий. В жизни должна быть более обнадеживающая перспектива, и она есть.
Комментарии
Читайте также: