В Древней Греции хватало учений, которые и сегодня сохраняют актуальность. Однако киники выделялись на фоне благородных стоиков и жизнелюбивых эпикурейцев тем, что подвергали сомнению общественные устои. Смысл этого заключался не в простом хулиганстве, а в том, чтобы приобрести внутреннюю свободу и за счёт этого приблизиться к пониманию вещей.
Слово «киник» происходит от названия гимнасия Киносарг, что означает «Белая собака». Учение действительно предполагает, что жить нужно «подобно собаке». Но не просто спать где попало, питаться объедками и огрызаться (хотя этим всем киники тоже порой занимались), а быть храбрым и верным принципам.
Киники больше интересовались этикой повседневной жизни и местом человека в мире, чем высокой теорией. Поэтому ученикам, чтобы постичь кинические идеи, требовалось подтвердить их самим образом жизни — через различные освобождающие душу практики. Выдерживали не все. Слишком скромные и недостаточно закалённые сбегали.
Вот что кинические учителя могли предложить тем, кто хотел перенять у них философию.
1. Не привязываться к местам
Идея покупки жилья в ипотеку показалась бы киникам смехотворной. Сами они много странствовали и останавливались на ночлег в разных местах. Идеал крайней самодостаточности называли автаркией — то есть ситуацией, при которой зависимость от внешних обстоятельств минимальна. Вместе с тем речь не о бегстве от реальности и не о «замке из слоновой кости». Продолжая традиции Сократа, который тоже редко Платон «Пир» появлялся «умытый и в сандалиях», киники полагали, что мыслитель, отстраняясь от общества, может лучше видеть его и понимать.
Первый из киников, Антисфен, популяризировал среди своих последователей плащ, посох и котомку. Эти предметы позволяли странствовать по дорогам в любую погоду, отбиваться от врагов и складывать пищу. А самый известный киник, Диоген Синопский, осознал Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» прелесть кочевого образа жизни, когда увидел пробегающую мимо мышь, которая не заботилась о постели, не боялась темноты и не беспокоилась о том, где будет завтра столоваться. С тех пор Диоген тоже скитался и спал на сложенном вдвое плаще.
Сегодняшние миллениалы неохотно покупают недвижимость и новые автомобили (у компаний, торгующих машинами, это вызывает тревогу). Многим съёмное жильё куда симпатичнее, ведь при необходимости можно просто перебраться в другое место. А такси или велосипед — более экологичные альтернативы собственному авто. Правда, в путешествии автомобиль может оказаться необходимым, но для этой цели его всегда можно арендовать.
Если раньше владение своим домом и «выездом» было обязательным условием успеха и богатства, то сегодня это уже не так, а вот мобильность ценится. Вполне в идеалах киников.
2. Не зависеть от материальных ценностей
Со временем Диоген всё-таки нашёл более-менее постоянное жилище в Метрооне (храме Кибелы). Вопреки распространённому мнению, это была не бочка. Древние греки не делали деревянных бочек, скреплённых ободами, а вино, зерно и масло предпочитали хранить в глиняных сосудах. Именно в таком большом сосуде — пифосе — и поселился Диоген, который всю жизнь имел минимум личных вещей.
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.
Киник Кратет, который предположительно был учеником Диогена, сложил Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» такие строчки о материальных благах: «Все, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь Музы, стало моим; а иное богатство накапливать тщетно».
Если жить в пифосе для вас — чересчур, можно присмотреться к принципам минимализма. Попробуйте начать с расхламления и осознанного отношения к покупкам. Вполне вероятно, что многие вещи, которые кажутся необходимыми, на самом деле лежат мёртвым грузом, а то, что вы покупаете спонтанно, просто присоединяется к нему.
3. Укреплять тело и дух
Чтобы стать автономным и вести кочевой образ жизни, нужно было иметь определённую закалку. Киники полагали, что самоограничения укрепляют дух, делая человека сильнее. Поэтому не только отказывались от комфорта, но также постоянно искали новые трудности. И искренне радовались, когда понимали, что можно прийти к ещё большей простоте. Такое суровое отношение к себе киники называли аскезис.
Однажды увидев, как ребёнок пьёт воду из ладони, Диоген выбросил свою чашу. Чтобы приучить себя к отказам, он просил у статуй милостыню. А для того, чтобы закалить тело, ходил босиком, в том числе по снегу.
Не отставали от него в самоистязании и ученики. О Кратете комический поэт Филемон писал Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов , что тот «зимой одет во вретище (грубая одежда из полотна. — Прим. авт.), а летом бродит, в толстый плащ закутавшись».
К аскезе многие люди обращаются и сегодня, причём она вовсе не обязательно должна быть связана с религиозными практиками. Для кого-то это способ развить волю, стать сильнее и сконцентрироваться на главном. Судя по всему, примерно так рассуждал Павел Дуров. Некоторое время назад он объявил, что сменил плавание в ледяной воде на временный отказ от пищи, поскольку «голодание улучшает ясность мысли».
Лезть в холодную воду или переставать есть для укрепления воли не обязательно. Достаточно развить внимательность: это позволит принимать осознанные решения, когда вы оказываетесь перед каким-то соблазном. Однократные экстремальные поступки могут надолго запомниться, но заметному укреплению тела и духа больше способствуют Супермен по привычке. Как внедрять и закреплять полезные навыки систематические и регулярные занятия, пусть даже и не слишком героические. Иногда внедрить полезную привычку труднее, чем прыгнуть в прорубь.
4. Не заискивать перед властью и авторитетами
Многие знают историю о том, как Александр Македонский пришел проведать Диогена и сказал, что тот может просить что угодно. Философ действительно попросил, без всякого пиетета ответив полководцу: «Не заслоняй мне солнце». (Этот анекдот, скорее всего, позднего происхождения, но выдержан вполне в киническом духе.)
Доставалось от киников не только сильным мира сего, но и другим философам. Антисфен с Диогеном откровенно издевались над величайшим мыслителем Греции Платоном, критикуя его за учение об идеях, которое считали слишком абстрактным и далёким от жизни. Кроме того, киники считали Платона заносчивым и спесивым, так что не ходили мимо платоновской школы без шуток.
Как-то раз Диоген принёс Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» туда ощипанного петуха, чтобы показать недостаточность определения Платона «человек есть животное с двумя ногами и без перьев». В другой раз предложил Платону сушёные фиги со словами «можешь взять». Когда тот действительно взял и съел фигу, возмутился: «Можешь взять, сказал я, а не съесть». А на одном приёме в доме Платона Диоген принялся топтать хозяйские ковры со словами: «Попираю тщеславие Платона».
Спорить с властью напрямую можно не всегда и не во всех ситуациях: иногда это может стоить слишком дорого. Но вот что точно можно сделать, так это отказаться от самоцензуры — то есть перестать ограничивать себя в действиях и волеизъявлениях ещё до того, как это действительно запретят.
Это позволяет вести открытую общественную дискуссию о тех или иных проблемах вместо того, чтобы их замалчивать.
Кроме того, не стоит пытаться выслужиться перед начальством — не важно, идёт ли речь о начальнике или неформальном лидере в компании. Ваши реальные заслуги и личные достоинства в любом случае будут заметны, а вот подобострастное поведение никого не красит.
5. Отвергать условности
Киники регулярно поражали своих сограждан, делая странные поступки или неподобающе ведя себя в публичных местах. Смысл этих выступлений состоял в том, чтобы показать относительность правил, побороть страх перед нарушением порядка и сместить фокус внимания с внешних деталей на жизнь разума и души.
Упоминают Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» о том, как киник Кратет заставил своего ученика Зенона Китийского идти через Афины с горшком чечевичной похлёбки, а увидев, что тот смущается и пытается спрятать ношу, и вовсе разбил горшок посохом. Облитый похлёбкой Зенон бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Со временем, не выдержав таких испытаний, Зенон, который, как пишет Диоген Лаэртский, «при всей своей приверженности к философии был слишком скромен», ушёл от киников и основал школу стоиков. Там тоже учили самоограничению, но без испытаний и перформансов.
Однажды какому-то человеку, который хотел учиться философии, Диоген выдал рыбу и велел ходить за ним с ней наперевес. Когда тот бросил рыбу и ушёл, Диоген рассмеялся: «Нашу с тобой дружбу разрушила рыба!»
По словам Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Диогена, большинство людей отделяет от безумия лишь один только палец. Ведь если кто-нибудь станет указывать на всё средним пальцем, то подумают, что он сошёл с ума, а если указательным, то это будет в порядке вещей. Сейчас в нашем мире куда меньше условностей, чем в греческом полисе, где жизнь была очень регламентированной. В то же время и сегодня хватает негласных правил, которые мы стесняемся нарушать.
Например, человек, который вышел во двор офисного здания выкурить сигарету или поговорить по телефону, считается нормальным. А тот, кто решит несколько минут просто стоять и молча смотреть в стену, покажется странным. Поэтому многим, чтобы побыть наедине со своими мыслями и разгрузить голову, приходится изображать какое-то занятие.
Попробуйте в такой ситуации не прикрываться ничем. Взрослые люди вокруг всё равно вряд ли как-то это прокомментируют. Зато Диоген был бы вами доволен.