Разбудите свой учебный талант
01.06.2020 416 0
Но что такое талант?
Снова заглянем в энциклопедический словарь и узнаем, что это слово происходит от меры веса «талант», так же называлась золотая монета. И это были очень большие деньги. Тот, кто владел талантом, считался сказочным богачом. В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин дал на сохранение по таланту. Один закопал свой талант в землю (отсюда и пошло крылатое выражение), второй свой талант разменял, а третий приумножил. С библейских времен слово «талант» используют в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, которой не стоит пренебрегать, «закапывать в землю».
Наши современники используют слово «талант» именно в этом, переносном значении. Словари определяют талант как «присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта».
Таланты, как выясняется, бывают разные. Лично мне симпатична теория таланта, которую создали в первой половине двадцатого века наши соотечественники, психологи Борис Теплов, Владимир Небылицын и В. С. Мерлин.
Теплов еще в тридцатые годы прошлого века заявил, что не бывает неталантливых людей. Однако талант может проявиться в разном возрасте, а может и вовсе не проснуться до конца жизни человека. Вот вам пример: у человека врожденные задатки выдающегося скрипача, но ни сам он, ни его родители об этом не догадываются. В его руках не оказывается вовремя скрипки. И вместо того, чтобы ездить с гастролями, восхищать весь мир своим искусством, он в пятьдесят лет умирает от инфаркта в должности технического директора разорившегося предприятия. Разве не обидно?
Про семьдесят процентов людей можно сказать то же самое: их талант не был открыт. Отсюда и кризисы сорока лет, поголовное пьянство, разрушенные семьи, попытки суицида – все оттого, что талант вовремя не был разбужен и механизмы реализации личности запущены не в ту сторону.
Писатель Лион Фейхтвангер считал, что талантливый человек талантлив во всем. Это не совсем точно. В середине двадцатого века ученики и последователи Теплова, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, сделали следующее очень важное открытие: они выделили семь основных видов врожденного таланта, которые составили так называемый семигранный кристалл. Вот какие виды талантов они отметили:
1) музыкально-художественный;
2) литературный;
3) артистический;
4) педагогический;
5) предпринимательский;
6) руководительский, он же организаторский;
7) и – внимание! – учебный.
Последний вид таланта нас интересует больше всего. Но сначала поговорим обо всех семи гранях. И тут надо сказать о еще одном важном открытии Небылицына и Мерлина, они заявляют, что каждый человек обладает как минимум четырьмя талантами из семи, при этом у определенной части людей преобладает какой-либо один из видов таланта.
Психологи выяснили, что чаще всего встречается музыкально-художественный талант, им обладает каждый второй человек на планете. Каждый второй человек на планете может хорошо петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте либо вполне достойно рисовать. (Вопреки этой теории в советские времена в музыкальные и художественные школы брали не всех детей, а только тех, кто прошел экзамен.) К этой же группе относятся люди, у которых есть литературный дар, умение облекать собственные мысли в письменную форму, а зрительные образы переводить в словесные. Действительно, на Интернет-порталах Проза. ру. и Стихи. ру зарегистрировалось огромное количество самодеятельных поэтов и прозаиков. Эдуард Успенский однажды заметил, что в России на сто пятьдесят миллионов граждан двести миллионов поэтов. Когда его спросили, как такое возможно, он пояснил: у нас каждый второй поэт пишет еще и под псевдонимом.
А вот остальные таланты встречаются куда реже. Артистическими талантами блещут десять процентов людей. Педагогов по призванию чуть больше – пятнадцать процентов. Предпринимателей – одиннадцать. Да-да, только одиннадцать человек из ста добиваются успеха в бизнесе, процветают, богатеют и выплывают из любых глобальных кризисов. Остальные либо прозябают, либо продают свой бизнес более талантливым, либо вовсе идут на дно.
Меньше всего руководителей – четыре процента. Так что хорошие управленцы всегда были и будут в дефиците. Начальников, конечно, всегда много, куда же без них, а вот талантливых – всего четверо из ста.
Учебным талантом обладают девяносто процентов людей, проще говоря, все умственно полноценные индивиды. Все мы учились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться… И нам в этом помог именно учебный талант.
Вот мы добрались и до седьмого таланта, учебного. Заявление ученых о том, что учебным талантом обладают девяносто процентов людей (или, проще говоря, все умственно полноценные индивиды), лично для меня новостью не стало. Ведь мы все в свое время научились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться и еще многому другому. И нам всем в этом помог именно учебный талант.
Я знаю очень многих взрослых людей, которые все время чему-то учатся. И делают это с удовольствием. Их учебный талант работает вместе с ними двадцать четыре часа в сутки.
Хочется мне рассказать про моего дядю. Зовут его Игорем. Так вот, мой дядюшка, сколько я его знаю, постоянно чему-то учился. Вернувшись из армии в далеком семьдесят шестом году, он самостоятельно выучился играть на гитаре. Уже через год его взяли в известный в нашем городе ансамбль. Через пару лет грянул указ: лицам, не имеющим музыкального образования (хотя бы на базе музыкальной школы), запретили зарабатывать концертной деятельностью и гастролировать по стране. Тогда ушли в подполье многие популярные группы, например «Аквариум». Пришлось и моему дяде Игорю бросить любимое дело и срочно обучиться новой профессии.
Он окончил шоферские курсы и стал водителем городского автобуса. Потом стал работать персональным водителем. Грянули девяностые годы, началась эра предпринимательства. Но мой дядя в предприниматели не пошел, не было у него начального капитала. Он продолжал работать шофером, возил женщину, которая налаживала в моем городе рыбный бизнес. Заметив, что дядя мой человек очень толковый, она приобщила его к делам, и вскоре он стал техническим директором всего рыбного производства. И пришлось ему срочно учиться рыбному и холодильному делу. А потом еще и строительному, чтобы строить по всей Чувашской Республике магазины торговой сети. В пятьдесят лет он покупал тонны книг, осваивал сложные компьютерные программы, связанные с проектированием и строительством. Теперь он специалист высшего класса с высокой зарплатой. И без всякого диплома, а благодаря своему учебному таланту и умению учиться самостоятельно. И оценки в этой учебе он ставил себе сам, вернее – его работодатель, в виде заработной платы.
Учебный талант способен проявиться и полноценно работать в любом возрасте. Каждый из нас в любой момент жизни может использовать свой учебный талант – если не дает ему спать, постоянно держит его в полной боевой готовности.
Другой мой знакомый, назовем его Виктором Ивановичем, с отличием окончил летное училище и успел поработать в службе гражданской авиации. Но за отличниками и тогда охотились самые серьезные работодатели. И Виктору Ивановичу предложили поработать не где-нибудь, а в Комитете государственной безопасности СССР. Пришлось ему осваивать профессию разведчика. Когда на смену социализму пришла рыночная экономика, опытному специалисту предложили новую работу – бороться с экономическими преступлениями. Пришлось ему осваивать еще две специальности – экономиста и юриста. Виктор Иванович окончил заочно еще два вуза и получил еще два диплома, красных, разумеется. Неудивительно, что, когда Виктор Иванович вышел на военную пенсию, его пригласили работать в Сбербанк России, где он и по сей день работает большим начальником, обеспечивая своей семье высокое благосостояние.
Таких историй про отличников, которые в любом возрасте отличники, я знаю множество. Все они подтверждают идею психологов о том, что учебный талант способен полноценно работать в любом возрасте. То есть каждый из нас в любой момент жизни может использовать свой учебный талант. Но только в том случае, если не дает ему спать, постоянно держит его в полной боевой готовности.
Вот теперь давайте вспомним третий тезис Теплова: талант может дремать в человеке и даже спать до конца жизни.
Вот почему не все в школе бывают отличниками!
Те ученики, которые ходят в школу, но отличниками не являются, просто не разбудили свой учебный талант в нужное время, не растормошили его и не заработали вместе с ним в полную силу. И не стоит себя обманывать, мол, не все могут быть отличниками, учеба – это тяжелый труд. Да, учеба – тяжелый труд. Но он перестанет быть таковым, если превратить труд в удовольствие. А удовольствие можно получить только от занятия, к которому приложен талант.
Дети, которые учатся не в полную силу, не стали отличниками, нередко слышат от своих родителей, тоже ими не ставших:
– Эх, нам бы ваши годы! Если бы мы вернулись бы за парту, то получали бы только пятерки!
И родители совершенно правы. С высоты жизненного опыта они подсознательно понимают, что учиться надо в свое время, а не откладывать учебу на будущее.
Учиться на отлично могут почти все. Для этого надо разбудить свой учебный талант и заставить его работать в полную силу. Если к учебе приложить талант, она перестанет восприниматься как тяжелый труд и станет настоящим удовольствием.
Давайте, как советуют психологи, смоделируем ситуацию. Представьте себе мальчика Вову, которому в воскресенье надо встать в семь утра, чтобы пойти в поход с классом. Добрая мама пожалела Вову, дала ему выспаться. Он, конечно, выспался, только вот не очень этим доволен. Класс-то ушел в интересный поход, и ребят уже не догнать!
Точно так же и учебный талант может проспать что угодно. Только те, кто не спит, уйдут далеко вперед, и за ними уже не угнаться. Все как в спорте: отстал на старте – не догонишь до самого финиша. Какой отсюда напрашивается вывод? Очень простой. Нельзя давать своему учебному таланту спать. Нельзя позволять своему учебному таланту лениться. И тогда все получится.
Я дам вам краткое руководство, можно сказать, пошаговую инструкцию для пробуждения вашего учебного таланта. Заставить его работать можно в любом возрасте, в любом классе, на любом курсе.
Снова заглянем в энциклопедический словарь и узнаем, что это слово происходит от меры веса «талант», так же называлась золотая монета. И это были очень большие деньги. Тот, кто владел талантом, считался сказочным богачом. В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин дал на сохранение по таланту. Один закопал свой талант в землю (отсюда и пошло крылатое выражение), второй свой талант разменял, а третий приумножил. С библейских времен слово «талант» используют в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, которой не стоит пренебрегать, «закапывать в землю».
Наши современники используют слово «талант» именно в этом, переносном значении. Словари определяют талант как «присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта».
Таланты, как выясняется, бывают разные. Лично мне симпатична теория таланта, которую создали в первой половине двадцатого века наши соотечественники, психологи Борис Теплов, Владимир Небылицын и В. С. Мерлин.
Теплов еще в тридцатые годы прошлого века заявил, что не бывает неталантливых людей. Однако талант может проявиться в разном возрасте, а может и вовсе не проснуться до конца жизни человека. Вот вам пример: у человека врожденные задатки выдающегося скрипача, но ни сам он, ни его родители об этом не догадываются. В его руках не оказывается вовремя скрипки. И вместо того, чтобы ездить с гастролями, восхищать весь мир своим искусством, он в пятьдесят лет умирает от инфаркта в должности технического директора разорившегося предприятия. Разве не обидно?
Про семьдесят процентов людей можно сказать то же самое: их талант не был открыт. Отсюда и кризисы сорока лет, поголовное пьянство, разрушенные семьи, попытки суицида – все оттого, что талант вовремя не был разбужен и механизмы реализации личности запущены не в ту сторону.
Писатель Лион Фейхтвангер считал, что талантливый человек талантлив во всем. Это не совсем точно. В середине двадцатого века ученики и последователи Теплова, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, сделали следующее очень важное открытие: они выделили семь основных видов врожденного таланта, которые составили так называемый семигранный кристалл. Вот какие виды талантов они отметили:
1) музыкально-художественный;
2) литературный;
3) артистический;
4) педагогический;
5) предпринимательский;
6) руководительский, он же организаторский;
7) и – внимание! – учебный.
Последний вид таланта нас интересует больше всего. Но сначала поговорим обо всех семи гранях. И тут надо сказать о еще одном важном открытии Небылицына и Мерлина, они заявляют, что каждый человек обладает как минимум четырьмя талантами из семи, при этом у определенной части людей преобладает какой-либо один из видов таланта.
Психологи выяснили, что чаще всего встречается музыкально-художественный талант, им обладает каждый второй человек на планете. Каждый второй человек на планете может хорошо петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте либо вполне достойно рисовать. (Вопреки этой теории в советские времена в музыкальные и художественные школы брали не всех детей, а только тех, кто прошел экзамен.) К этой же группе относятся люди, у которых есть литературный дар, умение облекать собственные мысли в письменную форму, а зрительные образы переводить в словесные. Действительно, на Интернет-порталах Проза. ру. и Стихи. ру зарегистрировалось огромное количество самодеятельных поэтов и прозаиков. Эдуард Успенский однажды заметил, что в России на сто пятьдесят миллионов граждан двести миллионов поэтов. Когда его спросили, как такое возможно, он пояснил: у нас каждый второй поэт пишет еще и под псевдонимом.
А вот остальные таланты встречаются куда реже. Артистическими талантами блещут десять процентов людей. Педагогов по призванию чуть больше – пятнадцать процентов. Предпринимателей – одиннадцать. Да-да, только одиннадцать человек из ста добиваются успеха в бизнесе, процветают, богатеют и выплывают из любых глобальных кризисов. Остальные либо прозябают, либо продают свой бизнес более талантливым, либо вовсе идут на дно.
Меньше всего руководителей – четыре процента. Так что хорошие управленцы всегда были и будут в дефиците. Начальников, конечно, всегда много, куда же без них, а вот талантливых – всего четверо из ста.
Учебным талантом обладают девяносто процентов людей, проще говоря, все умственно полноценные индивиды. Все мы учились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться… И нам в этом помог именно учебный талант.
Вот мы добрались и до седьмого таланта, учебного. Заявление ученых о том, что учебным талантом обладают девяносто процентов людей (или, проще говоря, все умственно полноценные индивиды), лично для меня новостью не стало. Ведь мы все в свое время научились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться и еще многому другому. И нам всем в этом помог именно учебный талант.
Я знаю очень многих взрослых людей, которые все время чему-то учатся. И делают это с удовольствием. Их учебный талант работает вместе с ними двадцать четыре часа в сутки.
Хочется мне рассказать про моего дядю. Зовут его Игорем. Так вот, мой дядюшка, сколько я его знаю, постоянно чему-то учился. Вернувшись из армии в далеком семьдесят шестом году, он самостоятельно выучился играть на гитаре. Уже через год его взяли в известный в нашем городе ансамбль. Через пару лет грянул указ: лицам, не имеющим музыкального образования (хотя бы на базе музыкальной школы), запретили зарабатывать концертной деятельностью и гастролировать по стране. Тогда ушли в подполье многие популярные группы, например «Аквариум». Пришлось и моему дяде Игорю бросить любимое дело и срочно обучиться новой профессии.
Он окончил шоферские курсы и стал водителем городского автобуса. Потом стал работать персональным водителем. Грянули девяностые годы, началась эра предпринимательства. Но мой дядя в предприниматели не пошел, не было у него начального капитала. Он продолжал работать шофером, возил женщину, которая налаживала в моем городе рыбный бизнес. Заметив, что дядя мой человек очень толковый, она приобщила его к делам, и вскоре он стал техническим директором всего рыбного производства. И пришлось ему срочно учиться рыбному и холодильному делу. А потом еще и строительному, чтобы строить по всей Чувашской Республике магазины торговой сети. В пятьдесят лет он покупал тонны книг, осваивал сложные компьютерные программы, связанные с проектированием и строительством. Теперь он специалист высшего класса с высокой зарплатой. И без всякого диплома, а благодаря своему учебному таланту и умению учиться самостоятельно. И оценки в этой учебе он ставил себе сам, вернее – его работодатель, в виде заработной платы.
Учебный талант способен проявиться и полноценно работать в любом возрасте. Каждый из нас в любой момент жизни может использовать свой учебный талант – если не дает ему спать, постоянно держит его в полной боевой готовности.
Другой мой знакомый, назовем его Виктором Ивановичем, с отличием окончил летное училище и успел поработать в службе гражданской авиации. Но за отличниками и тогда охотились самые серьезные работодатели. И Виктору Ивановичу предложили поработать не где-нибудь, а в Комитете государственной безопасности СССР. Пришлось ему осваивать профессию разведчика. Когда на смену социализму пришла рыночная экономика, опытному специалисту предложили новую работу – бороться с экономическими преступлениями. Пришлось ему осваивать еще две специальности – экономиста и юриста. Виктор Иванович окончил заочно еще два вуза и получил еще два диплома, красных, разумеется. Неудивительно, что, когда Виктор Иванович вышел на военную пенсию, его пригласили работать в Сбербанк России, где он и по сей день работает большим начальником, обеспечивая своей семье высокое благосостояние.
Таких историй про отличников, которые в любом возрасте отличники, я знаю множество. Все они подтверждают идею психологов о том, что учебный талант способен полноценно работать в любом возрасте. То есть каждый из нас в любой момент жизни может использовать свой учебный талант. Но только в том случае, если не дает ему спать, постоянно держит его в полной боевой готовности.
Вот теперь давайте вспомним третий тезис Теплова: талант может дремать в человеке и даже спать до конца жизни.
Вот почему не все в школе бывают отличниками!
Те ученики, которые ходят в школу, но отличниками не являются, просто не разбудили свой учебный талант в нужное время, не растормошили его и не заработали вместе с ним в полную силу. И не стоит себя обманывать, мол, не все могут быть отличниками, учеба – это тяжелый труд. Да, учеба – тяжелый труд. Но он перестанет быть таковым, если превратить труд в удовольствие. А удовольствие можно получить только от занятия, к которому приложен талант.
Дети, которые учатся не в полную силу, не стали отличниками, нередко слышат от своих родителей, тоже ими не ставших:
– Эх, нам бы ваши годы! Если бы мы вернулись бы за парту, то получали бы только пятерки!
И родители совершенно правы. С высоты жизненного опыта они подсознательно понимают, что учиться надо в свое время, а не откладывать учебу на будущее.
Учиться на отлично могут почти все. Для этого надо разбудить свой учебный талант и заставить его работать в полную силу. Если к учебе приложить талант, она перестанет восприниматься как тяжелый труд и станет настоящим удовольствием.
Давайте, как советуют психологи, смоделируем ситуацию. Представьте себе мальчика Вову, которому в воскресенье надо встать в семь утра, чтобы пойти в поход с классом. Добрая мама пожалела Вову, дала ему выспаться. Он, конечно, выспался, только вот не очень этим доволен. Класс-то ушел в интересный поход, и ребят уже не догнать!
Точно так же и учебный талант может проспать что угодно. Только те, кто не спит, уйдут далеко вперед, и за ними уже не угнаться. Все как в спорте: отстал на старте – не догонишь до самого финиша. Какой отсюда напрашивается вывод? Очень простой. Нельзя давать своему учебному таланту спать. Нельзя позволять своему учебному таланту лениться. И тогда все получится.
Я дам вам краткое руководство, можно сказать, пошаговую инструкцию для пробуждения вашего учебного таланта. Заставить его работать можно в любом возрасте, в любом классе, на любом курсе.
Комментарии
Читайте также: