Что делать, если вам не достался в наследство антиквариат

13.12.2021 260 0.0 0
Что делать, если вам не достался в наследство антиквариат
Слово «старина» ассоциируется у нас с чем-то дорогим и, конечно же, благородным. Но как же быть, если в антикварных магазинах цены высокие, ехать на блошиные рынки не хочется, а лавками старьевщиков мы еще не обзавелись? Ответ прост – творить! Да-да, своими руками создавать уникальные, с налетом старины вещи. Кто-то с пренебрежением назовет это «новоделом», а кто-то элегантным словосочетанием «под старину».

Искусственное состаривание – один из самых распространенных приемов декорирования отделочных покрытий, предметов мебели и аксессуаров. Добавить возраст можно любому материалу, но легче всего состарить дерево, керамику, латунь, кованый металл, гипс, бетон и бумагу.

Чего только ни придумали люди, чтобы дать вещам то, чего так боимся мы, – возраст. Для этих целей существуют специальные протравы, тинктуры, покрывные лаки, средства для ретуширования и пр. Изобретены различные приспособления для состаривания древесины: шлифовальные круги, щетки, краски, растворы. Для нас же наибольший интерес представляют безопасные составы, дающие хороший эффект и достаточно простые в работе.

Металл. Металлу добавляют «возраст», вызывая образование патины с помощью различных химических составов. Чаще всего для этой цели используют смесь серы и поташа, сернистый аммоний, другие соединения серы, хлора и пр. Однако большинство подобных смесей легко воспламеняются, опасны для жизни, и поэтому при работе с ними требуется особая осторожность.

Гораздо легче имитировать патину. Так, рельефную поверхность можно состарить, протерев ее смесью абразивного порошка и машинного масла. На выступающих местах металл приобретет исходный цвет, основной фон будет матово-серым, а в углублениях останется черным. Кованые изделия нередко окрашивают порошковой краской с эффектом старой бронзы, меди, черненого серебра. Еще проще воспользоваться специальными средствами, которые в считаные минуты создадут на поверхности синий, зеленый или ржавый налет.

Камень. Если говорить о камне, то наиболее эффектно «стареют» мягкие, пористые породы с неоднородным составом (мрамор, травертин, известняк и пр.). Чтобы создать ощущение потертого временем камня, его можно обработать кислыми вытравляющими составами, неравномерно разъедающими поверхностный слой. В результате фактура выделяется особенно ярко. Но чаще используют механическую обработку различными приспособлениями, в том числе абразивными щетками. С их помощью с поверхности камня выскребают мягкие и слабые элементы структуры, проявляя цвет и сглаживая края трещинок. Если же цвет камня надо приглушить, берут специальные колерующие составы, глубоко проникающие в материал.

Процесс состаривания камня трудоемок и не всегда выполним на уже облицованных поверхностях. Поэтому лучший вариант – не морочить голову самим, а заказать уже обработанный образец.

Дерево. Способов состаривания дерева придумано множество, но наиболее распространенный – браширование. Заключается он в нанесении на дерево нескольких слоев краски с последующей абразивной обработкой, в результате чего из-под одного тона начинает просвечивать другой. Нюансы технологии зависят от объекта состаривания. Дощатый пол, например, вначале обрабатывают шлифовальной машиной со стальной щеткой, выбирающей из древесины мягкие волокна. Затем шлифовальным аппаратом с полимерной щеткой зачищают заусенцы. Следующий этап – тонировка морилкой и закрепление ее слоем лака. После высыхания на дерево наносят патинирующий состав темного цвета. В итоге обработки пола металлической ватой на выступающих местах проявляется цвет первоначальной тонировки, а в углублениях сохраняется цвет патины. Далее пол покрывают двумя слоями лака с промежуточным шлифованием.

Мелкие формы. Небольшие предметы старят, используя самые простые приемы. Можно, например, воспользоваться обычными белилами, наждачной бумагой разной зернистости и жесткой щеткой. На первом этапе деревянную поверхность покрывают не менее чем тремя слоями белил, дав каждому хорошо просохнуть. Затем ее затирают наждачной бумагой, а в некоторых местах обрабатывают металлической щеткой. Так создают ощущение облупившейся краски и древесины, тронутой жучком.

Мебельные фасады требуют более тонкой проработки. Если задача состоит в облагораживании старой мебели, все места, где краска облупилась, тщательно зачищают грубой шкуркой, а шкуркой-нулевкой придают им гладкость. Затем в ход идет шкурка средней зернистости, с помощью которой на поверхности создают едва заметный рельеф. Окрашивание производят минимум в два слоя, причем каждый должен полностью высохнуть. Далее наступает черед патинирующего состава, как правило более темного тона, чем у базового слоя. При помощи мягкой губки им покрывают отдельные участки поверхности. Состав наносят понемногу, убирая излишки бумажной салфеткой. В результате он собирается в трещинках и зазорах. Закрепить эффект можно аэрозольным акриловым лаком.

Чтобы создать искусственные потертости, часто используют воск или парафин. Ими натирают отдельные участки на окрашенной под старое дерево поверхности. Затем всю ее, включая натертые места, покрывают более светлой краской, после высыхания которой аккуратно шлифуют, предварительно сняв воск шпателем.

Древоточины можно имитировать при помощи корщетки или тонкого резца с треугольным носиком. Потом дерево тонируют морилкой и обрабатывают воском или мастикой.

Бумага. Для состаривания бумаги нам понадобятся:

– нотный лист, можно распечатанный на принтере (лучше если это будет маленькое произведение, умещающееся на одном листе, например «Маленькая прелюдия» Баха или факсимильное изображение письма Пушкина к Анне Керн);

– крепкий чай, листовой или пакетированный (по желанию можно заменить кофе);

– спички или зажигалка;

– золотая пудра для декорирования.

Скомкайте бумагу, чтобы на ней остались фактурные сломы, затем окуните в заварку, старайтесь, чтобы бумага пропиталась полностью, но неравномерно, затем дайте высохнуть. Места, где это необходимо для усиления эффекта «неоднородности и старины», дополнительно обработайте ватным тампоном, смоченным в чае. Нотный лист лучше сушить под прямыми солнечными лучами или на батарее, тогда бумага станет хрустящей и будет иметь вид «бывалой». После просушки смочите края листа в нескольких местах водой и аккуратно подержите над пламенем, образовавшуюся золу можно втереть в бумагу.

Дополнительный эффект состаривания придаст обработка золотой пудрой. Помните о чувстве меры! Это необходимо, чтобы лист «заиграл». Теперь его можно положить на лист формата А3, к примеру черного цвета (или совсем уже «по-взрослому» заказать паспарту), вставить в рамку и с гордостью рассказывать друзьям и знакомым, что ваша пра-пра-пра-бабушка была знакома с самим знаменитым Иоганном Себастьяном Бахом (Александром Сергеевичем Пушкиным).

Кракелюры и кракле. Техника кракле относится к декорированию предметов. Кракле – это узор тонких трещинок на поверхности, создается для декоративного эффекта старины с помощью специальных средств.

Фактуру с трещинками (кракелюрами) делают с помощью специальных одно– и двухфазных лаков.

Двухфазный лак наносят в два слоя. За образование трещинок отвечает финишный слой, от толщины которого зависит, насколько сильно они будут выражены. Двухкомпонентный лак кракле (обязательно от одного производителя) наносится в несколько слоев. Начальный слой необходимо накладывать ровным тонким слоем синтетической кистью или кистью, сделанной из натуральной щетины. Первый слой должен сохнуть до состояния «липкой нелипкости» примерно 35–40 минут.

Второй слой лака, используемого для техники старения кракле, накладывается по той же технологии, что и первый. Следите за равномерностью покрытия. Чем толще второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. По мере высыхания на поверхности предметов будут появляться трещинки, характерные для техники кракле. Ускорить этот процесс можно с помощью фена.

После полного высыхания трещинки затирают специальными затирками: это может быть золотой порошок, темная масляная краска, битум – средство для патинирования или порошки сухой пастели различных цветов. Затирают трещинки с помощью обычных тряпочек, свернутых тампоном, или простой губкой для мытья посуды. Излишки затирки удаляются материалом, пропитанным льняным или подсолнечным маслом, затем следует насухо вытереть поверхность полотном или тряпкой. Ввиду хрупкости полученных трещинок необходимо закрепить и защитить поверхность с помощью специального фиксатора или прозрачного лака для акриловых красок.

Второй способ – это использование однофазного кракелюрного лака. В этом случае на материал наносят краску (предпочтительно – акриловую) либо патинирующее средство. Когда поверхность подсохнет, ее покрывают кракелюрным лаком, а затем снова краской, контрастной по цвету базовому слою.

Для получения эффекта кракле используются контрастные цвета краски. Для использования однофазного лака для кракле на поверхность наносится одна из красок, затем, после высыхания слоя, наносится лак для кракле, как и в первом способе он должен высохнуть до состояния «липкой нелипкости», после чего поверхность обрабатывается вторым слоем краски контрастного цвета. В данном случае трещинки проявляются сразу, поэтому необходимо проводить окраску быстро, не заползая на предыдущий мазок.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/lifekhacker

Комментарии
avatar
Читайте также: