История развития сексуальности

08.02.2022 374 0.0 0
История развития сексуальности
Не с начала времен и народов, с начала каждой отдельной жизни. Сексуальность – довольно широкое понятие. В том числе оно включает в себя наш пол. В английском языке, вспомните, у слова «sex» есть два значения: и секс, и пол. И это не случайно. Сексуальность начинает развиваться еще в животе у мамы, а примерно после 10-ой недели внутриутробного развития, когда хромосома ХY (мальчик) развивается в сторону члена и мошонки, а ХХ (девочка) в сторону вульвы и вагины. Но, также у 1–2 % людей существуют интерсекс-вариации. Это когда у человека есть одновременно и мужские, и женские хромосомы. Существует около 40 вариантов интерсекс-вариаций: например, у человека может быть репродуктивная система одного пола, а наружные половые органы – другого, или может быть увеличен клитор. В нашем не особо принимающем мире интерсекс-людям может быть сложно начиная с детского сада, ведь они отличаются от остальных. Но у некоторых, кстати, этого не видно, и кто-то узнает, что он интерсекс на этапе зачатия ребенка – из-за этого может не получаться. А иногда это проявляется в только в период полового созревания.

Пол – это очень важная основа человека. Сложно жить, когда ты не понимаешь, какого ты пола, или живешь в чужом теле. Возможно, сейчас у вас в голове всплыли множество названий современных ориентаций и идентичностей, но интерсекс – это не ориентация. Как правило, такие люди гетеросексуальны, но есть, конечно, и других ориентаций, как среди всех людей.

Что еще в себе имеет понятие сексуальность?

Также сексуальность – это наша способность получать и проявлять любовь. И это закладывается в человека уже на первом годе жизни.

Для малыша любого пола мама в этом возрасте – весь мир. Самое важное. Они одно целое. И в зависимости от того, как мама пройдет этот период со своим малышом, у него заложится движение к сексуальности или асексуальности. Мамы ведь бывают разные. Кто-то считает, что нужно принципиально не брать ребенка в руки, если он плачет – «поорет и успокоится», кому-то просто очень сложно дается этот период по разным обстоятельствам и причинам – не всегда есть силы быть миром для кого-то.

Но суть в том, что, когда мама рядом, когда она целует, обнимает, приходит на помощь, малыш понимает, что мир – на данном этапе в виде мамы – безопасный. Развивается способность к эмпатии, сопереживанию, нахождению в близком контакте с другим человеком, развивается телесность – то есть в будущем эрогенные зоны.

А вот если мир в виде мамы был НЕбезопасным, происходит обратное. Малыш может отстраняться от своей телесности, отчего могут не формироваться эрогенные зоны в будущем, и вытесняться сексуальные импульсы. Если мама то есть, то нет, или ее вовсе постоянно нет, целый мир как будто предает малыша. И в дальнейшем человек будет подсознательно бояться слишком сближаться с другим человеком, отчего и секс будет казаться опасным, ведь там о-го-го какое сближение. А также из-за этого страха возбуждение может смещаться на отдельные части человека или объекты – тот же футфетиш (когда сильно возбуждают ноги) или сережки, ключицы, определенный цвет помады.

Это я описала, конечно, крупными мазками – не обязательно все и сразу присутствует. И каждый человек, и его история индивидуальны. Но тенденция такова: в первый год жизни малыша любовь мамы закладывает дальнейшее движение к эмпатии, близости и сексуальности.

Расскажу вам об одном эксперименте. Его провели Джон Боулби и Мэри Эйнсворт и назвали «незнакомая ситуация». Было взято много мам с малышами от года до трех лет. И пригласили пары по очереди в новое помещение, незнакомое, где пупсы раньше не были. Через несколько минут приходил сотрудник, а мама уходила. То есть малыш оставался в незнакомом месте с незнакомым человеком. Большинство детей сильно расстраивались. А потом возвращалась мама. И это ключевой момент эксперимента: как взаимосвязано поведение детей в незнакомой ситуации и их контакт с мамами. Дети, которые нервничали, были настроены враждебно или отчаянно бежали к маме, когда она вернулась – имели мам, которые то приближались к малышу, то отдалялись. То есть целый мир то со мной, то отворачивается. Дети, которые быстро успокаивались и легко шли на контакт к вернувшимся мамам, имели очень теплых и отзывчивых мам. А дети, которые были как будто равнодушными и также отстраненно встречали своих мам – родились у холодных и отвергающих родительниц, не особо дающих тепла и ласки.

К году мама для ребенка уже не весь мир, малыш несколько отделяется от нее. Изучает все вокруг. И начинает понимать свой пол. Сказать еще не может, но где-то внутри понимает.

И как раз к двум – трем годам у детей формируется тип привязанности по принципу групп из эксперимента, на основании которого они будут строить отношения всю жизнь.

Тревожный тип – когда мама то была, то не была. Иначе говоря, главные для нас люди, к которым мы очень привязаны (сначала это мама, потом и папа, просто на маме и младенце понятнее), не дают нам уверенности в том, что всегда будут рядом и откликнутся, когда мы позовем. Их отношение к нам непоследовательное, непредсказуемое. И мы вырастаем, думая, что объект любви в любой момент может уйти. Мы не уверены, что получим поддержку, когда она нам нужна. Люди с тревожным типом часто боятся, что от них уйдут. Если партнер меня не видит – значит забыл обо мне. Когда он отдаляется – появляется стремление его поймать, догнать, держать. Ищем подтверждений и доказательств любви. А точно ли любит? Точно ли я нужный? Эти люди очень сомневаются в себе. Часто особенно ревнивы.

Надежный тип – когда мама была рядом. И человек с детства учится, что на его зов о помощи всегда откликнутся. Надежный тип будет открытым, доверяющим, легче справляться с любым разногласием в отношениях, потому что на кону не стоит потеря любви. Есть спокойствие и уверенность и в себе, и в партнере. Идеальный тип, так скажем.

И избегающий – когда мамы было мало: как физически, так и психологически. Ведь бывает такое, что человек вроде и стоит перед носом, но он совсем не близко. Самый главный человек относился к малышу пренебрежительно, холодно или даже жестоко. И такие люди делают вывод – привязываться больно. Я все сам буду. И защищаются через отдаление, потому что близость – источник опасности. Они могут быть уверены в себе, но сомневаются в надежности других. Они часто бывают будто безразличны к чувствам других людей.

Типы привязанности также отражаются в нашем подходе к сексу, но об этом чуть позже. Мы остановились на трех годах. С трех лет до семи ребенок осваивает гендерную роль.

Опять возвращаемся к полу. Только уже к его более высоким пластам. То, о чем мы говорили ранее – это биологический пол (генетика, гормоны, анатомия), а верхние пласты – пол социальный. Иначе говоря, – гендер. Что это значит? Это то, кем мы себя ощущаем: мужчиной, женщиной или представителем другой категории. Тех, чьи биологический пол и самоощущение совпадают, называют цисгендерными. Цисгендерные – это, грубо говоря, классические мальчики и девочки, таких на земле больше всего: родился мальчиком, чувствует себя мальчиком. А те, чей биологических пол и самоощущение НЕ совпадают, называют трансгендерными. Да, таких людей меньше, но, важно, чтобы и они чувствовали себя на планете как дома. Нормальными и своими. А все, у чего нет названия, как правило, попадает в сторону отклонений. И именно поэтому мир стремительно пополняется разными терминами, чтобы люди могли сами понять, кто они, и чтобы презентовать новые, заслуживающие уважения варианты нормальных счастливых людей – другим. Итак, 3–7 лет. Гендерная роль. Как это происходит у цисгендерных (у «классических») людей?

Малыш четко понимает разницу полов – что есть мальчики и девочки. У мальчиков член висит, а у девочек его нет. И в целом отличается внешний вид, одних называют «он», других «она» … Дети стараются понять – как это быть мальчиком или девочкой. Конечно, повторяя за родителями! Или авторитетными фигурами. Девочка понимает, что мама такая же, как она. А вот мальчик понимает, что мама другая, поэтому он соотносит себя с папой. Если в семье нет человека своего пола, с кем можно себя соотнести, дети соотносят себя с друзьями семьи, с воспитателями в детских садах, с тренерами – с авторитетными взрослыми фигурами.

Себя соотнесли, а как понять тот пол? Если он другой, он все равно безопасный?

Как вы понимаете, в идеале, что мама с папой хорошо друг к другу относятся (на самом деле хорошо, потому что дети считывают интонации, а не только слова, и нужна очень талантливая актерская игра, чтобы они поверили), и от мамы и папы идет посыл, что противоположный пол безопасный. Но бывает так, что родители рано развелись – в этом нет ничего критично страшного. Лучше честно развестись и быть счастливыми, чем делать вид, что счастливы вместе «для ребенка». Сейчас поймете почему в кавычках. Главное на этом этапе именно посыл, что противоположный пол безопасный, даже если мама с папой в разводе. Бывает очень много вариаций получаемых паттернов поведения в итоге усвоенного посыла «противоположный пол небезопасный», приведу один пример.

Если у девочки по разным причинам нет папы, и мама рассказывает ей, что папа плохой и мужчины плохие, наша малышка делает вывод, что мужчины опасные и часто может либо вообще не пытаться в будущем как-то с мужчинами взаимодействовать, будто выходить из конкуренции и не следить за собой, либо надеяться, что существует другой и идеальный. Но это же этап освоения гендерной роли, а, получается, маму в роли жены девочка не видит – только в роли матери. Эту роль она и осваивает. И потом другого, и идеального будет завоёвывать через материнскую опеку. Чем плоха чисто материнская опека? Если секс в отношениях не принципиален, то ничем. А если значение имеет, то будут сложности с сексуальным желанием – как же партнер будет хотеть «маму»?

Также в освоении гендерных ролей у цисгендерных людей уже будет закладываться представление, что с противоположным полом и принято строить отношения. И КАК это делать. Мальчики будут ухаживать за девочками, девочки кокетничать с мальчиками.

В мире сегодня в основном воспитывают людей, как мужских мальчиков и женских девочек, хотя сегодня уже встречается гендерно-нейтральное воспитание. И вот трансгендерные люди при социализации не укладываются в эту рамку. Иногда это становится видно уже даже в 3 года, иногда сильно позже. Сложно понять себя, когда тебе, во-первых, три года, а, во-вторых, когда вокруг особо другого варианта и не существует. Ты либо в платьишках, либо в машинки играешь. Очень плотно завязано воспитание. Иногда трансгендерные люди переносят себя в другую, противоположную рамку. А, бывает, они не понимают, куда себя отнести. Повторюсь, это огромная внутренняя трагедия – не чувствовать себя в своем теле, важнейший базовый этап.

К семи – девяти годам в основном человек заканчивает освоение гендерных ролей, и организм готовится к гормональной перестройке. Любовь и секс тут еще детей глобально не интересуют. Они получают удовольствие от познания мира, от себя, от жизни. Дальше – у всех в разном возрасте, у кого-то и в 8–9, у кого-то и в 17 – человека ждет бомба, и очень важный период с точки зрения формирования сексуальности.

Все мы знаем, что период полового созревания очень сложный для подростка, его тело меняется, гормоны скачут, игрушки кончились – теперь больше интересны люди. Новая жизнь, можно сказать, ему действительно непросто.

В это же время в человеке просыпается сексуальное желание. Да, в таком еще отчасти глупеньком и все же больше ребенке, чем взрослом. Как только у мальчика происходит первое семяизвержение и как только к девочке приходят первые месячные, они могут иметь детей. Соответственно, тело зовет.

Не сразу, конечно, прям взывает! У пробуждения либидо есть 3 этапа. По-хорошему, нам стоит пройти все три, но, конечно, так бывает не всегда. Первый этап – платоническое либидо. На нем мы понимаем, что востребованы не только в семье. У нас может появиться по-настоящему важный человек. И особые чувства к нему. Платоническое либидо – это желание проводить вместе время, узнавать друг друга, это душевная связь. Это когда мальчики дергают за косички и помогают донести портфель, а девочки носят им конфетки, когда они учат вместе уроки или гуляют. Когда краснеют щеки и потеют ладошки. На этом этапе мы влюбляемся! Иногда взаимно, иногда нет. Важно само это чувство. К сожалению, многие родители высмеивают влюбленность подростков или обесценивают, говоря «прекрати, учиться надо», хотя это важнейший этап формирования сексуальности.

Также здесь в контакте с другим человеком у нас формируется интимность – возможность открываться самому и принимать открытость другого человека. На этом этапе у человека может проявляться ориентация.

Откуда она берется? Согласно крупнейшему исследованию генетических предпосылок гомосексуального поведения с 477 тысячами участников 2019 года гомосексуальность может иметь определённые генетические предпосылки, но влияние будет оказывать не один или несколько генов, а множество. Эти сочетания генов могут объяснить гомосексуальное поведение на 8–25 %. Мне очень понравилось, какую аналогию привела Саша Казанцева: «У одного человека интерес к музыке проявляется с детства, у другого развивается с возрастом, а у третьего – актуализируется в отдельные периоды жизни», точно также и с гомосексуальностью. Люди бывают разными и имеют право быть счастливыми – вот что по-настоящему важно. Кто-то не выбирает быть лесбиянкой, а просто влюбляется в девушку еще на этапе платонического либидо, а кто-то осознанно выбирает чуть-чуть или сильно позже.

Второй этап – эротическое либидо. На нем в отношениях с объектом влюбленности нам хочется касаться друг друга, целоваться, но без контакта половых органов.

Мы получаем удовольствие от своей телесности в контакте с другим человеком. Соединяется обретенная в платоническом этапе психологическая интимность с телесной чувствительностью. А также формируется доверие и безопасность в будущем сексуальном контакте. И когда мы трогали друг друга да целовались день за днем, сексуальное желание крепнет и приходит понимание, что уже хочется и гениталии задействовать.

В этом возрасте начинает работать гиппокамп (часть мозга), он ищет фантазии, эмоциональные реакции и превращает их в сексуальные фантазии. Если человек хорошо проходит эротическую стадию либидо, он начинает обращать внимание на мир в эротическом контексте: смотрит фотографии и видео полуобнаженных или голых женщин и мужчин, фантазирует, читает эротическую литературу. Подросток находит эротические намеки и развивает их. Если пища гиппокампа связывается с сексуальностью, то в дальнейшем это влияет на широту и вариативность сексуальной жизни. Формируются наши вкусы и предпочтения. Если стимулов сексуальных нет, то он всё равно работает, но тогда его продукция уходит в другие формы: в грусть или, наоборот, поиск ярких переживаний, в творчество.

Третий этап – сексуальное либидо. Ближайшее мнение ученых является таким: когда желание окрепло, у человека естественным образом возникнет желание помастурбировать на объект влюбленности. И это очень хорошо. Именно в этот момент у женщин окончательно активизируются и просыпаются нервные окончания на вульве и в вагине. И после этого предполагается, что в скором времени человек вступит в сексуальное взаимодействие с другим.

Лучше всего будет не находиться в мастурбации долго без контакта с реальным человеком, потому что это настраивает сексуальность на определённый вид физиологической и психологической стимуляции, которых потом может быть сложно достичь в сексе с реальным человеком. Например, какой-то особенный вид стимуляции члена или клитора. У женщин может быть представлено, например, в виде мастурбации душем или сжатием ног. А у мужчин – это какие-то очень определенные движения рукой, сила сжатия, которые потом сложно повторить вагиной или рукой партнера.

А что касается психологической стимуляции – это особенно поймут женщины, которые находятся в пути к своему оргазму. Одно и то же физическое действие с собой оргазм приносит, а с партнером нет. Происходит так потому, что с собой меньше отвлекающих факторов, а в сексе с другим человеком помимо того, что есть вообще второй человек, так еще и активируются тараканчики, например, страх беременности или сомнения насчет красоты своего тела. Здесь как с путешествием! Когда ты один, не нужно ни с кем обсуждать планы, что хочешь – то и делаешь. А когда вдвоем – это уже желания двоих на арене, больше внимания нужно. И тараканы, конечно: «А я могу зайти в магазин в поисках идеальной толстовки опять? Ему еще не надоело?»

Поэтому основная задача подросткового возраста, когда ребенок вступает в стадию сексуального либидо – это максимальный контакт с живыми партнерами. Чтобы сразу учиться стимуляциям и вниманию в общем сексе. Сразу после первых двух этапов либидо!

Да, особенно для девочек, это может звучать удивительно. Ведь общество транслировало как-то иначе… Но общество – не ученые! На этом этапе подросток бесконечно пробует и познает секс и себя, как сексуального партнера. Он может пробовать секс с людьми разных полов, но вовсе не обязательно это будет означать его принадлежность к определённой ориентации. На данном этапе это скорее история об экспериментах и пробах.

Есть люди, которые пропускают платоническую стадию, слишком рано вступают в сексуальные отношения, потом для них секс может и означать любовь. Они будут ждать, что их полюбят за сексуальное мастерство. Не научились формировать интимность, душевную близость, когда пропустили первые две стадии.

У кого пропущена эротическая стадия – только вторая – не формируется в полную силу телесная чувствительность и яркая богатая палитра чувств сексуальной жизни из-за отсутствия фантазий.

А сексуальную стадию либидо пропустить невозможно, только не выйти в нее – то есть не иметь секса.

Этапы развития либидо у всех людей идут в своем темпе. Есть те, кто к 16 годам прочно выходит в секс, есть те, кто к 18 только переходит к сексуальной стадии и не чувствует себя готовым до 22 лет. Желательно пройти все стадии, а вот четкого регламента по времени и возрасту не существует. Годам к 26 мы, по-хорошему, многое о себе знаем в сфере секса, мы понимаем, как он работает. И он становится зрелой частью нашей жизни.

Далее наша сексуальность живет с нами изо дня в день. Она может меняться незначительно и очень крупно. Как на наше настроение, как на облака на небе, на нашу сексуальность влияет все, что происходит. Мы можем узнать и полюбить новый способ стимуляции, мы можем родить ребенка и наше тело изменится, нас могут уволить с любимой работы, мы можем совершить транспереход или начать по-другому определять свою сексуальную идентичность[1], мы можем отправиться в отпуск в страну мечты или вовсе туда переехать, какой-то человек может наступить на ногу в метро, а любимый нежно поддержать в трудную минуту – все это влияет на нашу чувствительность и на наши предпочтения в каждой отдельной минуте.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/lifekhacker

Комментарии
avatar
Читайте также: